HR-стратегия компании. Аудит. Аналитика. Автоматизация бизнес-процессов
- Разработка и реализация HR-стратегии: HR-директор: роль, компетенции, функции. Ключевые тренды в управлении персоналом до 2020г. Выбор HR-стратегии на основе бизнес-стратегии компании. Влияние социально-экономической среды.
- HR-аудит: взгляд на свою функцию со стороны «заказчика»: Технологии и методы экспресс-оценки. Комплексная диагностика системы управления персоналом. Корректировка HR-системы после аудита.
- HR-аналитика: Цели и задачи. Удовлетворенность, лояльность и вовлеченность - показатели эффективной реализации HR-стратегии. Пирамида показателей. Эталонные значения и бенчмаркинг. Обзор ключевых метрик. Возврат инвестиций в персонал. Мониторинги рынка труда: баланс материальной и нематериальной мотивации, риски недоплаченности и переплаченности сотрудников.
- Бизнес-процессы HR-подразделения и их автоматизация: Процессы стратегического и тактического уровня. Принципы и уровни регламентации HR-процессов: «Политики», «Регламенты», «Процедуры», «Инструкции». Выбор бизнес-процессов и выбор ПО для автоматизации.
Бюджетирование затрат на персонал
- Понятие бюджетирования, HR-бюджет.
- Виды бюджетов, основные методики и способы бюджетирования.
- Виды затрат (расходов) компании.
- HR-бюджет: локальный, функциональный.
- Классификация и численность персонала, нормирование труда.
- Классификация персонала по категориям и группам.
- Списочная и среднесписочная численность персонала.
- Нормирование труда, примеры расчетов трудоемкости в кадровой работе.
- Формирование бюджета оплаты труда ФОТ.
- Состав расходов на оплату труда.
- Методы планирования фонда заработной платы: традиционный, прямой, нормативный, по аналогии.
- Примеры расчетов ФЗП разными методами.
- Планирование премии в фонде оплаты труда.
- Формирование бюджета на подбор и адаптацию персонала, обучение и развитие.
- Состав затрат на поиск и адаптацию персонала.
- Планирование затрат на подбор традиционным и прямым методами.
- Порядок формирования бюджета на обучение и развитие персонала.
- Примеры формирования бюджета обучения и развития персонала разными методами.
- Анализ и обоснование расходов, защита проекта бюджета.
- Планирование расходов на корпоративные льготы и мероприятия.
- Обоснование расходов по ФОТ с использованием факторного анализа.
- Примеры расчета расходов по факторам, вызывающим отклонения бюджета.
- Бюджетирование затрат на персонал.
- Понятие бюджетирования.
- Классификация и численность персонала, нормирование труда.
- Формирование бюджета оплаты труда – ФОТ.
- Формирование бюджета на подбор и адаптацию персонала, обучение и развитие.
- Анализ и обоснование расходов, защита проекта бюджета.
Критерии оценки персонала: разработка модели компетенций
- Оценка персонала: терминология. Цели оценки. Виды оценки.
- Оценка по компетенциям в HR.
- Методики разработки моделей компетенций.
- Технология проведения оценки по компетенциямпри подборе, обучении, развитии.
Профессиональные стандарты: особенности внедрения и применения. Локальные нормативные акты
- Что такое профстандарт. Как и кто его разрабатывает. Какие профстандарты уже приняты, и где их посмотреть.
- Применение профстандартов. Дискуссии об обязательности профстандарта для коммерческих организаций. Для каких профессий стандарты точно надо использовать. Профессии, для которых предусмотрены ограничения и льготы. Профессии, для которых уже есть требования к квалификации.
- Даже если стандарты необязательные, чем они смогут помочь компании, что устанавливается правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.
- Требования к образованию и стажу, установленныев профстандарте. Знания и умения, указанные в профстандарте. Как их использовать.
- Как установить правила использования профстандарта организации.
- Если профстандарт обязателен, что и как менять. План действий по изменению документов. Как изменить должностную инструкцию и штатное расписание. Можно ли уволить работника, не соответствующего профстандарту.
- Ключевые документы. Система локальных нормативных актов.
- ПВТР - главный локальный акт. Иные локальные акты
Разработка и проведение центра оценки (Assessment Center)
- Организация проведения Assessment Center в компании.
- Разработка программы Assessment Center.
- Подведение итогов Assessment Center.
Создание системы управления знаниями в компании
- Менеджмент знаний в системе управленческих дисциплин.
- Снятие системных ограничений с помощью управления знаниями.
- Корпоративные знания, как интеллектуальный капитал. Управление интеллектуальным капиталом.
- Стратегическое управление и управление ключевыми компетенциями организации.
- Сценарии управления знаниями.
- Методы управления знаниями.
- Проект по внедрению системы управления знаниями.
Практика разработки программы адаптации персонала
- Адаптация сотрудников и испытательный срок
- Направления, формы и периоды процесса адаптации
- Роль наставничества в адаптации сотрудников
- Структура и этапы адаптации
- Методы и инструменты процесса адаптации. Разработка программы
Управление эффективностью сотрудников. Материальная и нематериальная мотивация. KPI
- Понятие системы мотивации и ее роль в управлении персоналом.
- Составляющие и принципы системы мотивации персонала.
- Причины и факторы демотивации сотрудников.
- Диагностика системы мотивации, мониторинг удовлетворенности персонала.
- Постоянная часть вознаграждения.
- Тарифная и бестарифная системы оплаты труда. Принципы построения и условия применения.
- Методы разработки факторов оценки.
- Оптимальная цена должности.
- Оптимальное соотношение постоянной и переменной частей.
- Определение роста зарплат внутри диапазона. Система доплат, надбавок и льгот. Принципы построения и условия применения.
- Пересмотр зарплат.
- Переменная часть вознаграждения.
- Основные элементы системы премирования. Традиционные и нетрадиционные виды премирования. Порядок и условия премирования, требования к показателям премирования.
- Структура премиальных выплат в разрезе должностей.
- Показатели, используемые для оценки эффективности и мотивации персонала.
- Нематериальная мотивация.
- Факторы нематериальной мотивации персонала.
- Мотивационный профиль и психотип сотрудника. Инструменты определения.
- Корпоративная культура.
- Формирование управленческий команд и эффективное управление ими.
- Кадровый резерв. Обучение и наставничество.
- Оценка эффективности нематериальной мотивации.
- Разработка и управление переменной частью оплаты труда на основе системы KPI: цели и задачи системы KPI.
- Определение результативности сотрудника. Формирование индивидуальной карты KPI сотрудника.
- Учет индивидуальных и коллективных результатов.
- Неоправданные ожидания. Система управления по целям (Management by objectives) и система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard).
Практикум по KPI
- KPI – как инструмент управления мотивацией персонала и результативностью компании.
- Технология разработки премиальных схем на основе управления по целям и KPI.
- Основные параметры премиальных схем по KPI. Оплата за результат, вклад, компетенции.
- Характеристика и содержание KPI, особенности разработки, типовые KPI.
- Практика определения KPI для разных категорий работников и видов деятельности.
- Этапы разработки комплексной системы премирования на основе KPI.
- Формирование шкалы оценки результатов для расчета премии по KPI.
- Практика расчета премиального вознаграждения на основе KPI от оклада.
- Матрица процентных ставок для расчета премиального вознаграждения.
- Оценка руководителя в системе KPI. Порядок ввода в действие новой системы премирования.
Корпоративный университет
- Место Корпоративного университета (КУ) в стратегии развития организации.
- Корпоративный университет, Учебный центр или Отдел обучения – выбор бизнес-модели для Вашей организации. Ценность КУ для бизнеса. Стратегия и политика обучения (внешние провайдеры и внутренние тренеры). Принципы и показатели формирования КУ.
- Этапы создания.
- Диагностика текущей ситуации в компании. Цели и задачи создания КУ.
- Определений целевых групп (объектов) обучения. Выбор форм и методов обучения. Выбор внешних провайдеров и внутренних тренеров. Корпоративные компетенции, как основа для формирования потребностей в обучении. Разработка системы программ тренингов, семинаров и других обучающих процедур КУ.
- Определение вклада КУ в стратегические показатели работы компании (оценка продуктов КУ, эффективность наставничества линейных менеджеров, уровень знаний и умений, полученных сотрудниками). Разработка плана мероприятий и бюджета КУ. Анализ дальнейшей эффективности КУ.
- Внутренний и внешний PR и коммуникации в работе КУ. Влияние на силу HR-бренда компании.
- Формирование структуры, определение основных функций.
- Организационная структура КУ. Основные функции КУ. Основные формы деятельности КУ. Планирование и управление бюджетом КУ. Разработка и внедрение стандартов корпоративного обучения. Разработка документов, регламентирующих деятельность КУ.
- Управление командой.
- Руководитель КУ. Привлечение, найм, адаптация и оценка сотрудников КУ. Система мотивации для специалистов КУ.
- Методическое обеспечение деятельности.
- Технология формирования методологической базы КУ. Разработка учебного плана, программ обучения и материалов. Дистанционное обучение. Методы управления знаниями, формы и методы отчетности. Адаптация сотрудников. Вводное обучение. Наставничество. Обучение на рабочем месте.
- Ключевые факторы успеха.
- Критерии и факторы эффективности обучения. Вклад в бизнес-результат компании. Внутренний бенчмаркинг, best-practice, наставничество. Внедрение результатов обучения в работу сотрудника. Пред и пост-тренинговое сопровождение.
Управление изменениями при работе с персоналом
- Человеческий ресурс и изменения: особенности восприятия и освоения.
- Теория поколений в контексте коммуникаций и работы с изменениями.
- Сопротивление изменениям. Конфликты при внедрении изменений. Профилактика и преодоление.
- Готовность к изменениям на уровне компании. Создание среды изменений.
- Эффективное внедрение изменений.
- Вовлечение в процесс разработки изменений. Агенты изменений.
- Моделирование изменений, пилотные проекты. Оценка эффективности изменений. Ловушки статистики и оценки результатов.
- Дорожная карта сопровождения изменений в разрезе поколений. Опыт компаний.
- Каскадирование информации по изменениям. Подготовка менеджмента.
- Оценка эффективности внедрения изменений. Особенности проведения опросов.
- Матрица коммуникаций и инструментов сопровождения изменений.
- Создание эффективной коммуникационной среды. Принципы построения эффективной коммуникации: язык, каналы, форма, время.
- Матрица коммуникаций при внедрении изменений.
- Выбор и реализация ключевых HR-инструментов, поддерживающих систему изменений (обучение и развитие, кадровый резерв, материальная и нематериальная мотивация.
HR-маркетинг. Создание и продвижение HR-бренда. Профессиональный внутренний и внешний PR
- Сущность и принципы маркетинга персонала. Маркетинговые исследования и маркетинговая информация в области персонала.
- Виды, содержание, способы получения и обработки маркетинговой информации.
- Оценка эффективности каналов коммуникации в маркетинге персонала.
- Анализ внутренней и внешней среды деятельности организации по управлению человеческими ресурсами.
- HR-практики и инструменты по работе с внешней и внутренней аудиторией компании;приоритетные внешние и внутренние коммуникационные каналы в зависимости от целей и характеристик бренда.
- Позиционирование бренда «сильного и привлекательного» работодателя.
- Технология и инструментарий digital-продвижение HR-бренда.
- Формирование имиджа и управление репутацией.
- Работа над личным брендом первых лиц.
- Влияние имиджа работодателя на рынке труда на корпоративный имидж компании и качество привлекаемых соискателей.
- Методика создания ценностного предложения EVP, коммуникационная стратегия для этого предложения.
- Оценка команды и на основе полученных данных формирование эффективной программы для повышения лояльности персонала и рекомендаций по снижению затрат на HR.